четверг, 5 ноября 2009 г.

Это было в 1943 году под Сталинградом. Я, будучи командиром батареи, расположился со своим расчетом на территории военного аэродрома. В транспортном самолете мы сделали себе жилье. Мимо нас день и ночь шли колонны пленных немецких солдат. Однажды конвоир остановил колонну пленных.

Два немецких солдата вели своего изнемогшего товарища. Он уже почти не передвигался; его просто волочили. Конвоир сказал нам, что до поезда его не доведут и лучше всего умирающего пленного расстрелять. У конвоиров патроны были на счету, поэтому он попросил нас расстрелять и похоронить немецкого солдата.

Нам надоела смерть, но неподалеку оказался повар, который еще мало испытал войну. Он взял парабеллум и приготовился стрелять. Немецкий солдат стоял на коленях и о чем-то просил. По его виду мы поняли, что он хочет помолиться. Предсмертное желание нужно было исполнить и солдат молился. После двух минут молитвы он еще раз поднял глаза к небу, затем опустил голову. Повар приставил к виску пленного пистолет и нажал на курок. Все услышали щелчок бойка, но выстрела не последовало - осечка. Он вынул патрон и в патронник зашел другой патрон, однако и с ним пистолет дал осечку. С третьим патроном произошло то же самое. Увидев это, я крикнул: «Отставить!»

Увиденное смутило нас. Артиллерийский техник вынул из пистолета оставшиеся патроны, поднял со снега те, с которыми пистолет давал осечку, зарядил их в тот же пистолет и три раза выстрелил в воздух.

Мы много видели смертей и разных случаев, но происшедшее перед нашими глазами шокировало всех присутствующих: значит Бог не хотел, чтобы этот человек умер! Мы затащили его в самолет, принесли спирта, растерли его и согрели у буржуйки. Пленный уснул, а затем мы отправили его в санбат. Это был тот момент в моей жизни, когда я впервые понял, что я - ничтожество по сравнению с силой, которая регулирует жизнь людей. В то время мне было 20 лет.

Свидетельство бывшего артиллериста.